2008-10-14

Подмена понятий в вопросе создания информационных систем

Доброго имени системного интегратора в России не существует. Причиной этому является подмена понятий системного интегратора и торговца на рынке.

Статья написана на основе оценки качества информационных систем, с которыми мне представлялось возможным поработать. Также использовалась общедоступная информация об отношениях заказчиков и исполнителей.


Значение информационной поддержки деятельности организации


растет все больше, и это не удивительно — современное общество уже давно называется «информационным». Бизнес ориентируется на клиента, а управление бизнесом сильно связано с обработкой информационных потоков в организации.

Информационные системы (ИС) решают конкретные проблемы и являются акселераторами успешного бизнеса, предоставляя руководителям и их сотрудникам возможность сконцентрироваться на решении профессиональных задач, и почти полностью избавляют сотрудников от «рутинной деятельности», которую способны выполнять и школьники.

Понимая это, бизнес тратит значительные деньги на информационную поддержку. В «корыстных» целях, конечно, — внедрив ИС общей стоимостью владения 10 у. е., бизнесмен ожидает, что в течение 5 лет этот шаг принесет 100 у. е. дохода дополнительно.

Отличительной особенностью предприятий России


является отсутствие системного подхода, и, как следствие этого, нежелание совершенствовать часть деятельности бизнеса, напрямую не приносящую дохода. Проще говоря, типичный российский руководитель не осознает, что затраты на неосновную деятельность могут увеличивать прибыль. Еще с советских времен осталось неправильное отождествление понятий «экономика» и «экономия».

То, что российский бизнес не осознает важности информационной поддержки еще не самое плохое. Крупные российские компании нашли другое применение информационным системам - возможность «отмывания денег» через «откаты»¹. Для бюджетных организаций ИС также является отличной возможностью «слить» деньги к концу года, чтобы выпросить в следующем году еще больше бюджетных денег.

Исполнителей сложившаяся ситуация также устраивает: и деньги получат быстро, и стараться особо не надо.

Результатом совместной некомпетентности заказчика и исполнителя


является ИС, которая не приносит ничего. Ей могут даже не пользоваться — бывает и так, что закупленное на тысячи долларов программное обеспечение (ПО) лежит стопочкой дисков.

Конечно, какое после этого отношение к системным интеграторам? Доброго имени системного интегратора в России не существует на объективных основаниях.

Некомпетентность заказчика очевидна. Где некомпетентность исполнителя? Ведь исполнитель получает деньги, выполняет обязательства по договору и успешно сдает проект. Некомпетентность исполнителя в том, что его работа не приносит результата бизнесу заказчика (назначение ИС).

С моей стороны не было бы такой критики, если бы эти «системные интеграторы» честно называли себя рыночными продавцами, поставщиками ПО. Хороший заказчик может и не знать, что за ПО у него стоит, потому что хороший исполнитель продает не ПО, а решение проблем и перспективы роста.

Разрешением вредоносной для всех ситуации


вокруг разработки ИС, в первую очередь, является воспитание исполнителей, поскольку именно они берутся за создание бесполезных ИС, только бы платили деньги. Уже вижу камень в свой огород, «как же по-другому в текущей, не основанной на здоровой конкуренции ситуации? Отказываться от работы?». Здесь есть два варианта:
  • С заказчиками со стороны бизнеса проще, от их «черных» предложений отказываться не придется, но придется их преобразовывать. Заказчиков со стороны бизнеса достаточно убедить в том, что создание ИС, реально решающей проблемы, экономически выгоднее «колдовства с налогообложением» и создания ИС силами их ИТ-отдела, состоящего из 3-х человек.
  • От «черных» предложений «создания ИС» государственных заказчиков стоит отказываться. Это преступление.
И, во вторую очередь, разрешением вредоносной для всех ситуации вокруг разработки ИС является воспитание заказчиков. Кто будет воспитывать? Я уверен, что основой для предстоящих длительных преобразований станет самовоспитание и взаимовоспитание пока еще в «полурыночных» отношениях.

Предполагаю, что в течение 3—5 лет ситуация изменится в лучшую сторону благодаря глобализации и развитию честных рыночных отношений.


¹ Схема простая. Заказчик ИС находит исполнителя, который согласен вернуть часть заведомо завышенной стоимости контракта «в конверте» (тендерная система не решает этой проблемы).

В процессе написания статьи, 4 октября 2008 года, слышал новости по телевизору: «За сайт рыночной стоимостью 100 тысяч заплатили 6 миллионов...».



© Для использования опубликованных на ресурсе материалов достаточно упоминания имени автора и адреса первоисточника.
Скачать PDF-версию с оригинальным оформлением

Комментариев нет: